Главная Страница Походы Гостевая Книга

ЛЕТО 2007

Семья была на море, а я торчал в душном летнем городе, так как работа без меня оставаться сама тут не хотела ни за какие коврижки… Но вдалеке маячил праздник, А потом ещё наш любименький Кабминчик забецал перенос субботы – и получилось четыре выходных дня. Куда их потратить, как не на поход??? Вот и я о том же….

Таких сборов у меня ещё не было – мне предстояло собрать рюкзак, рюкзачок и рюкзачочек… В рюкзачочек уместились две машинки (куда ж мужик да без автомобиля???), подушка (не понимаю её предназначение в походе, но по настоянию Яны положил) и курточка. В рюкзачок попали спальник, вся одежда и кое-какие мелочи, ну а в свой рюкзак смело сложил все продукты, аппаратуру. В общем, люблю я себя – если потеряюсь, то с голоду не умру.

Добравшись до Крыма, мы сначала искупались, а потом поехали на Ангар. Ну, думаю, если Илюха выдержит первые 15 минут – значит пройдём всё. И эти ответственные минуты побежали.

Пора бы вас познакомить с этим самым важным участником нашего предприятия, который и нёс рюкзачочек с двумя машинками, и от которого зависела вся наша кампания. Это мой сын. Ему четыре с половиной года. И в поход он собирается каждый раз, когда собираюсь туда я. Год назад мы взяли рюкзачок и втроём пошли на день по крымским дорогам погулять. Но, к моему стыду, забыли спички – и пришлось нам тогда маршрут сократить. И вот, спустя год, мы отважились взять карапуза в настоящий пеший поход.

Тропа окунула нас в прохладу букового леса, постепенно гул трассы стихал, а полчища комаров кружили вокруг нас, целясь и выжидая нашего привала. Вот тут-то и начал Илюха капризничать. Но, к нашему всеобщему счастью, это длилось совсем недолго. Вскоре он буквально сросся со своим рюкзачочком, и, уверенно переставляя коротенькие ножки, шёл навстречу тому замечательному Крыму, который мы хотели ему подарить, который носили в себе вот уже много лет – леса, горы, реки, яйлы, облака и туманы, родники и нескочаемые тропы, паутинкой покрывшие весь этот сказочный мир…

Сколько раз бы тебя не водили по одному и тому же маршруту, всё равно дорогу не запомнишь, и, когда будешь вести сам кого-нибудь – обязательно будешь смотреть в карту, в компас, чесать затылок – и идти не всегда сразу верной тропой. Так вышло и в этот раз. Особенно мучительными были поиски Поляны Ман – проходя по тропе, Илюша споткнулся и упал в крапиву. Ох и перепугался же я! Яна шла с ним рядом и всё это видела, а я шёл впереди и услышал громкий надрывный плач, который усиливался… Потом ещё пришлось довольно долго ходить по дороге, пока не вышел на стоянку. Ну а потом пришли туда все вместе.

Поставили палатку чуть поодаль – народу было довольно много. Костёр загораться не хотел, пришлось попросить тлеющую головешку у более удачливых костровых. Поиски дров увенчались весьма сомнительным успехом – по соотношению потраченного времени и количества самих дров. Потом предстояли поиски родника. Он был где-то совсем рядом со стоянкой, но меня понесло куда-то вниз, и только на обратном пути я на него наткнулся, предварительно искупавшись в болоте, которое в темноте принял за поляну с травой. Каков же был мой ужас, когда земля ушла из под моих ног и я в брызгах ряски пытался сообразить, что со мной. Вернувшись в лагерь, я обрадовал всех присутствующих, а потом мы с Ирой сходили всё-таки за водой.

Облака тем временем расступились и у нас начали накапливаться оптимистичные идейки…

Поужинав, Илюша отрубился раньше, чем его голова коснулась подушки. А спустя некоторое время мы последовали его примеру. Как я ему завидовал! Это его первая ночёвка в палатке! И ему всего четыре с половиной! То ли ещё будет!!!

Ночью было очень ветрено, Яна просыпалась несколько раз и даже опасалась падения дерева, что стояло рядом с палаткой.

Проснувшись рано поутру, я сходил за дровами, потом долго пытался разжечь костёр. Но, учитывая присутствие голодного карапуза, было решено пожарить яичницу на горелке. А потом мы на ней же разогрели остатки вчерашнего супа. В общем, завтрак состоялся!

Пока мы занимались завтраком, небо немного расчистилось и стало совсем не страшно идти дальше. А, пока мы собирали вещи, стало совсем ясно – и мы не преминули возможностью сделать пару кадров.

Потом были тропы, дорога, буковый лес, где можно было Илюшу пускать самоходом и наслаждаться видом маленьких ножек, торчащих из-под маленького рюкзака и топающих по этой славной дороге… Вскоре путь нам преградил осыпной склон. И вот - я впервые забеспокоился. Не в четыре года тут надо начинать ходить… но, крепко взяв Илюшу за руку, я аккуратно двинулся в путь. Скоро мы уже спускались по буковому лесу петляющей тропой… Выйдя на утоптанную грунтовку, мы пошли более спокойно, и, спустя некоторое время, вышли к озеру, рядом с т/с Демерджи.

Раздобыв немного дров, мы сварили борщ! Самый настоящий борщ! Вкуснющий, такой домашний, и в то же время походный! А ещё пришлось леснику отдать десятку. Но это не могло нам испортить впечатление от борща!!!

Поев и немного отдохнув, мы двинулись дальше в путь – всё время по грунтовке, всё время вверх – нам надо было выйти на седло между Северной и Южной Демерджи. Как хорошо быть ребёнком – идёшь себе, вообразив себя машиной, рот не закрывается, и пусть там папа хоть лопнет под своим рюкзаком, хоть утонет в собственном поту – ноги идут сами по себе, а воображение – само по себе… А вот и седло. Надо отвлечься от легенды, подождать, пока взрослые отдохнут и пофотаются – и можно идти дальше, только теперь уже вниз. Хотя разницы никакой!

Так мы и пришли на водопад Джурла – практически незаметно для Илюши. На мне были дрова и костёр, на Яне и Ире – вода из речки и приготовление ужина. А на Илюше – самое главное – контроль и помощь во всех процессах, происходящих вокруг. Сварив картошки и открыв консервочку, мы уютно разместились в палатке, спрятавшись от ветра. Тут нас ещё ждала бутылочка винца. Отужинав, мы попытались немного посидеть у костра, но дрова очень быстро кончились, в отличие от ветра. Поэтому мы вскоре легли спать.

Третий день похода начался со сбора дров, потом мы с Ирой сходили на Чабан-Чокрак за чистой водой. А потом мы позавтракали и отправились купаться в водопад. Только Илюша до самого водопада не дошёл – зайдя по колено в воду, он в полутора метрах от струй резко развернулся и больше не захотел. А мы все искупнулись.

Потом были сборы, Ира ещё раз сходила за водой на родник, Илюша позанимался с букварём (!), мы собрались и пошли сначала на седло, потом вверх по грунтовке, потом тропами через соснячок… На перекус мы пожарили сосисок. И зачем-то на горелке сварили мивинскую картошку. Только котёл крахмалом вымазали.

Дальше нам предстоял траверс по узкой тропе, врезавшейся в бок Северной Демерджи, который скатывался вниз, казалось, в бездну, как будто в другой мир. Здесь мне пришлось крепко держать Илюшу за руку на протяжении всего пути, временами давая ему отдохнуть – так как рука у него начинала уже болеть.

Но вот, наконец, выход на грунтовку, и вот она – моя старая знакомая, которая меня встречает здесь уже почти семь лет подряд – Сосна. Дальше наш путь лежал грунтовкой аж до Перевала Ман, где мы и поставили палатку.

За водой пришлось спускаться минут 10 по дороге, потому что в родничке на самом перевале вода была непригодна. Дрова мы нагло перетащили с соседнего кострища, пока они были ничейными. А через полчаса туда пришла компания. После ужина Илюша заснул моментально, А мы ещё посидели у костра. В последнюю ночёвку всегда не хочется ложиться спать. Но дрова рано или поздно заканчиваются.

Стандартное утро – дрова, вода, завтрак, сборы… Но на этот раз всё намного грустнее, потому что последний день похода. Спуск вниз по грунтовке, где три дня назад мы шли в обратном направлении. Двое из нас прошли свой первый поход. А двое других подарили им тот Крым, который носили в себе вот уже много лет – леса, горы, реки, яйлы, облака и туманы, родники и нескочаемые тропы, паутинкой покрывшие весь этот сказочный мир…

Так мы и шли, каждый со своим итогом, навстречу нарастающему гулу трассы…

P.S.

Пройдя различные маршруты,
Изведав запад и восток,
На Полуострове уютном
Я испытал, что только мог.

Но радость большую, чем раньше,
Недавно только я узнал,
Когда двум очень близким людям
Крым подарил, который знал –

Ковром лежат зелёным яйлы,
И взгляд гуляет по горам.
Под водопадиком купанье…
И разговоры у костра…

Не страшен нам холодный ветер,
Всепоглощаюшие облака,
Болото, спрятанное в вечер,
И каменистая тропа.

Останутся теперь на память
Коротенькие ножки с рюкзаком,
И Демерджинский борщ от двух хозяек,
И тропы, пройденные вчетвером.

А спустя две недели мы отмечали поход, посвящали первопроходцев в Туристы, и мечтали о следующих походах…