Главная Страница Походы Гостевая Книга

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Чигенитра - Караби - пер. Большие Ворота - пер. Малые Ворота - пер. Узкие Ворота - пер. Каллистон - ст. Нижний Кок Асан

И снова завтрак. Зелеными руками обхватывая горячую кружку с чаем, я вспоминал такой же день два года назад - "ЧЕГЕНИТРА", голый Виктор, пыхтя вверх, "сколько здесь градусов", попытка пойти мимо Малых Ворот, попытка проломить на Каллистон напрямик, жалкое бегство, глупый залом в распадок между Шуври и Катран Яккан Тепе, решение завершить поход, ком в горле, спуск, целование маркера, радость, родник с трубами и обалденной водой… Последняя ночевка в горах. Нет! Это не может повториться!

На горизонте, над Ялтой, зависла крутая туча. Незавидная участь у туристов на Бабугане, Ай Петри… Туча поехала к нам, но только разрослась и мочила все там же. Собравшись, мы пошли от стоянки вверх по тропе по направлению к проходу Чигенитра. Красивая тропа! Узкая, колючая, жаркая, осыпающаяся, но таких безумных видов нет нигде - огромный амфитеатр объятий отрогов Караби со скальной стеной Кенгеч Оба, узенькая балочка скромного Алачука, в дымке далекие Демерджи, Алушта, Бабуган, Аю Даг, здоровенные скалы вверху во главе с Динозавром, разлегшимся на склоне, Каменные Ворота… Вот по тропе мы поворачиваем вправо и идем вдоль ущелья с жутко красивыми эродированными склонами и формирующего проход Чигенитра. Проходим мимо стрелки из камней, и все вверх, выше, туда, где просвечивает неба синева! Где родник у дороги перед выходом на яйлу! А вот и он, добротная стоянка. Вода здесь вкусна, особенно это чувствуется после полуторачасового подъема под палящим солнцем. Отдыхая, мы заметили, что небо заволакивает тучами. Быть в дождь, а еще хуже, в грозу, на яйле - перспектива малоприметная. Отдохнув, мы снова поперли. По нашей тропе мы выходим вверх на грунтовку на яйле, идем мимо высохшего грязного озерца справа от дороги. Саша с Мишей выясняют, что за странные растения формируют его биоценоз. Леня фотографирует. Я поминутно ору, собирая всех вместе и торопя дальше. Дальше наша дорога принимает одну слева, мы идем прямо, потом - развилка: наша дорога идет вправо, к ЮВ склону яйлы. Та, что влево, идет вглубь яйлы. И вот край яйлы, бесконечная морская даль, берег, Сокол и Меганом - над всем этим мы пройдем. Далее по дороге спуск к проходу Большие Ворота, к дороге, что вправо уходит к Чигенитре по склону Караби, а нам - влево. Мы спускаемся в лес. Тучи уже заволокли небо. А вот и тропа, отходящая от дороги прямо, дорога пошла вверх, на край Яйлы. Здесь проход Малые Ворота. Нам по тропе, вниз по левому склону балки Тырхалу. Лес, лес, лес. Но вот тропа выходит на открытый склон, переходит на правый и начинает подъем по нему. На гребешке мы проходим между двух скальных выходов по тропе и переваливаем на противоположный слон. Здесь проход Узкие Ворота. Отсюда есть спуск вниз, но он жутковат, да и нам туда не надо. Мы идем по тропе вверх, в лесок, по ней через осыпи, вдоль склона выходим к развилке тропинок недалеко от перевальной поляны Балабан Алан (она такая лысая, чуть впереди, под Ю склоном г. Хрыколь). Тут мы отдохнули, и по тропинке влево вверх по склону в лесок, а там - маркировка. Вот так, по тропинке в обход Хрыколя, мимо двух видовых скал (одна повыше, справа от тропы - с нее мы посмотрели вперед и вниз, ко второй прямо подходит тропа), крутой спуск вниз. Перед подъемчиком возле тропы стоянка, родничок. Поднимаемся на перевал Каллистон с памятным туром инструктору Махлаеву. Всеобщее ликование подтвердили достаточное количество консервов, сала и прочей снеди!

Откушавши и понаблюдав за начавшимся было дождем, мы (в моем лице - точно) вспоминали, как мы поступили в 1998 году. На этот раз мы были гораздо умнее, и пошли на СЗ от памятника по узенькой тропинке с сине-белым маркером вниз, по ущелью, идущему вдоль З склона Каттран Яккан Тепе Привал на перевале Каллистон(она довольно каменистая, но, в общем, вполне пригодная). Тем временем сгущались тучи, а мы нет. Ну как нам не вспомнить про кабанов! Тут по дну ручья по мановению чьей-то дистанционки срочно начало нечто шуршать, топать, плескаться! ..! Все в порядке. Так мы шли очень долго (часа два), придерживаясь основной тропы, позже ставшей дорогой, придерживаясь маркеров, С и СВ направления, а также здравого смысла. Где-то на полпути сверху примкнула дорожка, видимо, от перевала Алакат(?). Идя, мы с Мишей развели заумный спор по теории боевых искусств, но ни к чему не пришли. А вокруг - лес, лесище! Это настоящий буковый колерованый крымский лес с вечным полумраком, мокрым воздухом и тишиной. Когда по нему долго идешь, не видя солнышка, уже кажется, что никогда из него не выберешся. Но вот последний подъем на отроги горы Хыргуч, и с северного склона по дороге мы начали спускаться и спускаться. Совершенно неожиданно мы заметили справа от дороги поломанную трубу водовода, из которой хлестала настоящая питьевая вода, слева - настоящая стоянка со всеми удобствами в номере и туалетом на этаже. Пришли. Сумасшедший вариант - 16 километров всего с ТРЕМЯ стоянками, и то - одна из них: обедняя. Пока все устраивали лагерь, я свалил исследовать завтрашний (он тогда представлялся завтрашним) путь. Прямо вниз по этой дороге, и - здоровенная поляна с остатками плановой стоянки, официального кострища. Я огляделся. Вокруг - лес, ближе к дороге (шоссе Белогорск - Приветное у восточного края поляны) сосенки, вдалеке, на востоке - лесистые горы и завтрашний путь. Я пошел вдоль поляны (на Ю) и слева обнаружил переход на другую полянку. По этому проезду я потопал на В и немного испугался, когда навстречу мне из тишины выскочил памятник партизанам. Прямо за ним проходит шоссе (извините за выражение). Где-то тут должен быть переход в Завтра. Судя по описанию, это было по другую сторону пылюки на придорожных кустах. Ну и нашел я табличку "На Верхний Кокасан", а рядом проход на забытую тропку. Тропочка вывела меня через лесок на параллельную грунтовую дорогу. Самое интересное, что перед дорогой висит маркер, а за дорогой - ничего. Ну, я, наученый горьким опытом заблуждения, заметил местечко, откуда я появился на… дорогу, и ринулся в лес. Поблукав, я заметил что-то похожее на тропу внизу, на дне высохшего ручья. Еще не ломлюсь туда, но уже предвкушаю нечто более продуктивное, чем прошлый поход по этим местам в 1998 году. И действительно: там тропа, с маркерами и… Вернувшись на запад (почти ровненько), вышел на грунтовку, потом на шоссе, потом на поляну с памятником, потом на поляну со стоянкой, потом на дорогу, ведущую к нашей стоянке, потом к роднику, напра-во!.. А наши уже делают вид, что беспокоятся. В тихих мирных забавах пролетел вечер. На ночь пришлось укутать палатку как следует (об этом мы не пожалели). Спокойной ночи, мы на Нижнем Кок Асане!